Гвоздь в одном месте

В Петербурге построят небоскреб – здание «Газпром-сити». Проект наделал много шума, и получил ярых противников.

Наум Александрович Синдаловский, известный коллекционер питерского фольклора, объясняет, что все не так уж и плохо:

 

Петербург, в отличие от Москвы, город мужской. В нем есть мужское начало. Это и острые углы, и перспективы (улицы, не имеющие конца).

Мужской характер подчеркивается и фаллическими образами вертикалей: разводные пролеты мостов, доминанты колоколен и церквей, даже убогие башенные постройки новых районов.

Вертикальные доминанты Петербургу необходимы. Город не стоит на холмах, как Рим или Москва. Он – равнинный, очень скучный и однообразный.

Такая доминанта на Охте, как «Газпром-сити», украсит этот район, который не представляет никакой градостроительной ценности: в основном, там барачные, советского типа, постройки.

Мало кому известно, что на самом деле стоит за постоянными разговорами о том, что в Петербурге нельзя строить здания выше карниза Зимнего дворца. Градостроители в прошлом были обеспокоены только тем, что при строительстве более высокого здания, противоположное закрывается тенью. А вовсе не каким-то негласным правилом о том, что нельзя превышать определенную высоту.

Или такой случай – чудовищный, с точки зрения градостроения – в 50-х годах ХХ века снесли Успенский собор на Сенной площади. И взамен этой доминанты решили в том же районе построить гостиницу «Советская» высотой в 26 этажей. В 26 не получилось, потому что при строительстве выяснилось, что уже с 20-го этажа видны цеха Адмиралтейского объединения, где в то время строился атомный флот Советского Союза. Гостиницу «Советскую» в то время прозвали «Антисоветской» и снизили этажность здания.

Когда на Невском проспекте построили дом компании «Зингер» (ныне Дом книги), какая поднялась буря протеста. Как только это здание не называли. В том числе, гнилым зубом в челюсти Невского проспекта. Однако прошло время, и сегодня мы не воспринимаем себе Невский проспект без Дома Зингера. То же самое происходило с Исаакиевским собором, который до сих пор иногда называют «Чернильницей». Однако Исаакиевский собор сегодня – едва ли не визитная карточка города.

Город – живой организм. И как всякий живой организм он должен развиваться. В городе должны присутствовать здания разных эпох, в том числе современной.

Напротив будущего «Газпром-сити» находится Смольный собор архитектора Растрелли. О нем все говорят, и все хотят противопоставить новому небоскребу. Однако никто почему-то не вспоминает, что напротив собора должна была стоять колокольня, высотой выше шпиля Петропавловского собора. Эту вертикаль Растрелли задумывал в порядке переклички с Петропавловским собором. Колокольня не была реализована в связи с нагрянувшей Семилетней войной.

Мы называем Петербург классическим городом. А классических зданий в нем наперечет. Мы представляем Петербург классическим не за счет зданий, а за счет общей планировки. Возьмем, к примеру, Дворцовую площадь. Она сплошь состоит из разностильных зданий и сооружений. И, тем не менее, это ансамбль – за счет планировки, за счет соотношения и сомасштабности всех архитектурных сооружений по отношению друг к другу, за счет уважения архитекторов последующих эпох к архитекторам предыдущих.

Вот Кваренги был последовательным классицистом. Он не признавал барокко. Но когда строил здание Смольного института, то из уважения к Растрелли отодвинул фасад института на несколько метров, уступив Растрелли в первенстве. А когда проходил мимо Смольного собора на строительство института, то всегда задирал голову, снимал шляпу и уважительно восклицал «Вот это храм!». Это уважение к предшественнику давало гарантию того, что город будет выдержан в едином градостроительном стиле.

Если такое уважение будет соблюдено при строительстве здания «Газпром-сити», то ничего страшного не произойдет.

Проект тем временем обрастает фольклором. В народе его уже прозвали кукурузным початком, а район, где это здание будет стоять, назвали кукурузным полем.

Это здание называют еще «Газоскреб». И «Гвоздь в одном месте». И появились уже стихи по этому поводу:

Газпром стоит довольный,

Ему плевать на Смольный.

И в фольклоре уже предполагается новый мост через Неву. Его видят в упавшем на Смольный небоскребе. И чего только не говорят.

Пройдет время, и все встанет на свои места. Есть такое правило: архитектуру современники воспринимают не сразу. Как правило, для этого должно пройти 70-75 лет. Так что давайте будем надеяться, что наши внуки оценят этот проект по достоинству. Тем более, мы еще не знаем, в каком окончательном виде он будет реализован.

 

 

 

 

 

Как на самом деле петербуржцы относятся к строительству здания «Газпром-сити» понять сложно. Опросы, на которые ссылается администрация, показывают, что большинство петербуржцев «ЗА». Опросы, которые проводила одна из оппозиционных партий, показывают, что «ПРОТИВ» – около 90% петербуржцев. Согласно независимым данным, сторонников и противников небоскреба – 33 на 35%.

 

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:

«Если город нарушит высотный регламент в 48 метров и построит «Газпром-сити», то я больше не буду согласовывать каждый шаг и спрашивать, в какой цвет красить Эрмитаж».

Олег Басилашвили, актер:

«Господин Миллер сказал, что теперь у Петербурга будет новый символ: не Смольный собор, не Петропавловская крепость, не Адмиралтейство или Исаакиевский собор, которые уже померкли и превратились в образцы древней архитектуры, а великое 300-метровое сооружение «Газпром-сити», вознесшееся над городом! Это откровение Миллера изобличает в нем полное отсутствие культуры, любви к родной стране и к самому городу и говорит только о его тупоумии и бездарности. Воздвигая такой дом в центре города, он мне в душу плюет!

Если же посреди ансамбля, образуемого Биржей, Петропавловкой, Большеохтинским мостом и Смольным собором, будет торчать гигантский факел (пусть даже очень красивый), то разрушится все очарование города, которое всех так привлекало.

Меня поражают амбиции «Газпрома»! Ведь небоскребы в Нью-Йорке появились от безысходности: земля стоила дорого, а денег было мало. У нас же в городе земли много, но мы тоже прем вверх, обнажая тем самым свой комплекс неполноценности. Но я не понимаю, зачем предъявлять такого рода амбиции в полуголодной и полунищей стране? Тратить миллиарды на возведение показухи в центре Петербурга! Это напоминает мне эпизод эпохи СССР, когда в очередную годовщину советской власти надумали возвести памятник празднованию этой даты. Слава Богу, тогда писатель Юрий Рытхэу спас город от такого кошмара.

Если 300-метровое здание будет построено, то Санкт-Петербург как единый город перестанет существовать. Все, он перечеркнут!

 

 

Скандал вокруг «Газпром-сити» сравнится, пожалуй, со спорами вокруг строительства второй сцены Мариинского театра. Новое здание Мариинки построят уже точно. За очевидные сходства его уже окрестили и мешком для мусора, и грибом-дождевиком.

Проекты «Газпром-сити» и второй сцены Мариинки Всемирный клуб петербуржцев внес в Красную книгу клуба.

Кроме них, в перечень проектов, которые могут стать ошибочными, уже вошли Орловский тоннель под Невой, подземный торговый центр под площадью Восстания и реконструкция Новой Голландии (остров в центре СПб).

Ранее клуб предложил систему оценки достижений в области сохранения объектов культурного наследия: ошибки вносят в Черную, достижения в Белую, а предостережения в Красную книги.

 

Кирилл Балберов, журнал VogZall №6 (16) февраль 2007

 

Почитать материал в сверстанном виде (требуется Adobe Acrobat) с комментариями экспертов - загрузка около 300 Кб
Обсудить материал
Вернуться к списку материалов
Вернуться на главную страничку сайта

Hosted by uCoz